«Бессмертный полк» в Сургуте собрал плечом к плечу людей разных национальностей
«Бессмертный полк» — это событие, которого сургутяне ждали больше всего, готовясь к юбилею Победы. Переживали, не отменят ли, как в последние несколько лет. Боялись, что с годами вынужденных запретов эта берущая за самое сердце традиция может сойти на нет. Но в год 80-летия окончания Великой Отечественной войны «Бессмертный полк» не мог не состояться. Когда на улицу выходят десятки тысяч людей, а по всей стране — десятки миллионов, это шествие становится поистине всенародным.
И потому столь важно каждому из нас быть в этом строю. Мы — не зрители на празднике, а участники. Дети и правнуки Победителей. Как и тогда, 80 лет назад, плечом к плечу, люди разных национальностей идут в одной колонне «Бессмертного полка».
«Была война в 40-х, там на смерть дрались за свободу. За то, чтоб не было невзгоды, за то, чтоб не было войны», — говорит участник «Бессмертного полка» Давид.
В этом «Бессмертном полку» в одной длинной колонне шагают Давиды и Иваны, Ренаты и Арзуманы… В многонациональном Сургуте и быть иначе не могло. Сегодня, спустя 80 лет после окончания Великой Отечественной войны, потомки тех, кто поднялся против фашистов в 1941, снова вместе. И тогда было понятно, а сейчас это особенно очевидно — противостоять такому единству не в состоянии никакая сила.
«Россия — это не просто страна, которая формируется вокруг одного этноса. Это колоссальная территория. Очень много народов, которые исторически включены в наш культурный контекст. И когда мы говорим о подвиге в годы Великой Отечественной войны, мы говорим в первую очередь о многонациональном советском народе. Уникальном явлении во всех исторических промежутках. И сегодня многонациональный российский народ, большая русская цивилизация, которая представлена многими этносами и языками, которые нашли общие и единые цели взаимного существования друг с другом, готовы совершать подвиги. И именно в единстве и разнообразии нас и заключается сила России», — считает заместитель главы Сургута Виталий Малыхин.
Сургут уже давно имеет статус многонационального города. Если еще в начале века здесь жили преимущественно русские, сибирские татары и, конечно, коренное население — ханты и манси, то в 30-е годы, с началом коллективизации, в этот суровый край стали привозить людей со статусом спецпереселенцев из самых разных регионов СССР.
Наибольший наплыв так называемых неблагонадежных пришелся на начало войны. В Сургут доставляли людей с Западной Украины, Белоруссии, Бессарабии (нынешней Молдовы), было много евреев, немцев и финнов из Ленинградской области, калмыков. Последние, к слову, тяжелее других приспосабливались к условиям жизни в Сибири. Жили обособленно, почти не понимали русский язык, но трудились добросовестно, как и все, кто в годы войны оказались в Сургуте.
И статус уже был другим — трудовые переселенцы. Ведь здесь всегда не хватало ни рабочих рук, ни квалифицированных специалистов. Потому и везли сюда людей, что называется, по надобности. Калмыки и астраханцы помогали с рыбной ловлей, это у них всегда хорошо получалось. Бывшие кулаки, как их уже и не называли, развивали земледелие и животноводство. В числе евреев и советских немцев было немало инженеров. Их знания и навыки очень понадобились, когда в город был эвакуирован Одесский рыбоконсервный завод. Так, за четыре года войны сургутяне, коренные и пришлые, отправили на фронт миллионы банок рыбных консервов, 400 тонн хлеба и более 13 центнеров молока. Те, кого называли трудовыми переселенцами, в первые годы войны мобилизации не подлежали, как бы ни хотели встать вместе со всем народом против фашистов.
Однако из-за больших потерь Красной Армии 11 апреля 1942 года Государственный комитет обороны издал секретное постановление о призыве трудпоселенцев на военную службу. В тот 1942 год был самый многочисленный призыв из Сургута. Более чем наполовину он состоял как раз из переселенцев.
В их числе был выходец из Астраханской области, сын раскулаченных крестьян Тулебай Ажимов. И кто бы знал тогда, что сын врагов народа станет героем Советского Союза. Сегодня этому казаху в Сургуте устанавливают памятники, школьники рисуют его портреты и знают все о его подвиге.
«Дети изучали его биографию, посвящали мероприятия, которые просвещали его деятельность, его подвиг, и проецировали это на учащихся всей школы. Выходили с этим проектом на город, принимали участие в различных мероприятиях города», — рассказала руководитель общественного объединения «Патриот» им. Тулебая Ажимова Юлия Огородникова.
Накануне Дня Победы в 31 сургутской школе вспоминали героя. Здесь уже много лет собирают данные и хранят память об этом человеке.
«Конечно же, ребята могут рассказать много ситуаций, примеров жизни Тулебая Ажимова. Конечно же, очень важно изучать и последующий год жизни Тулебая Ажимова и сохранять ту память уже между двумя народами России и Казахстана, которая сегодня может объединять наших старшеклассников», — говорит заместитель директора департамента образования администрации Сургута Ольга Иванова.
После войны многие трудпереселенцы, получив свободу передвижения, уже не вернулись в Сургут. Но были и те, кто связали свою жизнь с этой землей навсегда, назвав ее своей второй Родиной, пустили здесь корни. Приближался новый этап массового переезда в Сургут людей со всей страны, чтобы начать эпоху новых достижений и нового единения многонационального народа. Но это уже другая история.
Источник: АО Телекомпания «СургутИнформТВ»
- Комментарии