Любите свое дело: водитель сургутского автобуса рассказал о трудовых буднях
![Любите свое дело: водитель сургутского автобуса рассказал о трудовых буднях Любите свое дело: водитель сургутского автобуса рассказал о трудовых буднях](/upload/000/u0/e/2/e29469c8.jpg)
В Югре — острый дефицит водителей. Именно эта профессия стала самой востребованной у работодателей. По данным правительства региона, в 2024 году на рынке труда в городах и поселениях было открыто почти 8 тысяч соответствующих вакансий. Специалистам, умеющим управлять легковым, грузовым и общественным транспортом, компании готовы платить в среднем 119 тысяч рублей, а максимальная зарплата доходит до 300 тысяч. Нехватку кадров в сфере перевозок констатируют сегодня в том числе и в Сургуте.
«Вообще по всей стране дефицит водителей, тем более умеющих работать на специализированном транспорте, существует. Решение вопроса одно. Мы повышаем заработную плату, естественно, привлечение только материальное. Других каких-то на сегодняшний день мотиваций не может быть», — сказал глава Сургута Максим Слепов.
Особенно нуждаются сегодня в водителях автотранспортные предприятия, отвечающие за пассажирские перевозки. Ежедневно их услугами пользуются тысячи сургутян. С чем сталкиваются сегодня водители автобусов в своей профессии? Почему считают себя людьми с железными нервами? И как оценивают культуру самих пассажиров?
Анатолий Кайков знает наизусть название, пожалуй, каждой городской остановки. Пассажиров по Сургуту перевозит больше 20 лет. В СПОПАТ устроился в нулевых, когда мало кто мог представить, что водители будут на вес золота. На одно вакантное место тогда выстраивалась очередь из желающих его занять.
«Как в „Газпром“ трудно было устроиться, так же и в СПОПАТ. Привели, с характеристикой, хороший парень. Я еще на большой земле тоже работал в таком же виде транспорта. Все равно они поговорили со мной, слышат, что человек понимает о чем говорит. Ну и взяли», — вспомнил трудоустройство водитель автобуса №47 Анатолий Кайков.
В работе водителя, в первую очередь, нужна стрессоустойчивость. Что в нулевых, что сейчас, пассажиры нередко убеждены, что общественный транспорт — это своего рода аэроэкспресс, а водитель, словно волшебник, должен довозить до нужной точки за считанные минуты.
«У нас можно плюс две минуты прийти по графику и минус четыре. Когда час пик, конечно, больше эта задержка бывает. Нет у нас вертолета, чтобы взлететь и всю эту пробку объехать. А так, в принципе, все придерживаются графику, для этого у нас есть служба навигации», — отметил Анатолий.
Порой водителям приходится решать ситуации, выходящие далеко за пределы их полномочий. Вернуть потерянные вещи или вызвать полицию из-за подозрительного предмета — это еще мелочи. Однажды Анатолий после очередного рейса обнаружил в своем автобусе растерянную школьницу, не понимающую, где она.
«Проснулась девочка, первоклассница, не знает, куда ей теперь. Она говорит, что была с родителями. Я созвонился, приезжала дежурная „ГАЗель“, ее забрали и отвезли по адресу места жительства. Родители спокойно ее ждали дома. Такие случаи бывают», — поделился историей Анатолий.
Пассажиры все разные. Есть те, кто благодарят за поездку, и даже узнают в лицо. А есть те, кто нарушают, пытаясь проехать «зайцем». Попадаются на этом и взрослые, и дети.
«Детишек мы не имеем права высаживать вообще. А они бывают — выше меня, но он еще в 11 классе учится. Все едет, улыбается и говорит: „А вы не имеете права меня высаживать“. А я отвечаю: «Я ничего тебе не говорю, что буду тебя высаживать. Просто пойми, ты лезешь в мой карман. Мне дается план, а там — 18 тысяч человек нужно привезти. Ты не заплатил и друг твой. Я привез 17. Я уже не выполнил план. Все, к концу месяца я один день не выполнил, другой. Нет у меня плана, значит, мне премии 100 процентов не будет»», — объяснил Анатолий.
В среднем смена водителя автобуса длится от 10 часов. Иногда Анатолию приходится садится за руль и в выходные, ведь специалистов в транспортном предприятии сегодня не хватает. СПОПАТ обслуживает больше 50 процентов всех городских маршрутов.
«Зарплата у нас была повышена. За норму часов водитель получает от 110 тысяч. Водители у нас, конечно, получают больше, в виду переработок, есть социальный пакет: это льготный проезд, санаторно-курортные путевки бывают», — прокомментировал главный инженер АО «СПОПАТ» Алексей Рыткин.
В рутине проблем и вечных забот мало кто задумывается о значимости работы водителей городских автобусов. Хотя именно эти люди помогают десяткам тысяч сургутян ежедневно безопасно добираться до работы, школы, поликлиники или магазина. Поэтому профессия водителя еще долго будет необходима, уверен Анатолий Кайков. Главное — любить свое дело, а пассажиры это всегда чувствуют.
Источник: АО Телекомпания «СургутИнформТВ»
- Комментарии