Почему в Сургуте нет претендентов на самые высокооплачиваемые профессии
11-классники на этой неделе окончательно определились, какие предметы собираются сдавать на ЕГЭ. После 1 февраля поменять их можно будет только в исключительном случае. А выпускникам 9-классов готовят сюрприз. Итоговую аттестацию предлагают сократить с четырех экзаменов до двух, оставив только русский и математику. Правда, это изменение коснется лишь тех, кто после девятого намерен продолжить учебу в средне-специальном учебном заведении, а не в школе. В ближайшие дни инициативу рассмотрит Госдума в приоритетном порядке и, скорее всего, утвердит.
Новые правила протестируют уже в этом году в пяти пилотных регионах: Москве, Петербурге, Ростовской и Тюменской областях, республике Осетия, а в следующем распространят на всю территорию России. Очевидно, какую цель преследуют авторы этого нововведения: выпускников, которые выбирают рабочие специальности, должно быть больше.
Не секрет, что за последние 30 лет авторитет рабочих профессий был сильно подорван, все выпускники стремились непременно получить высшее образование, потому что работать руками не почетно, не престижно и не выгодно. В итоге страна начала испытывать огромный дефицит квалифицированной рабочей силы. Но, кажется, в конце тоннеля забрезжил свет. Как в ближайшее время будет развиваться ситуация на рынке труда, кто будет востребован, а какие профессии стоит выбирать с осторожностью, расскажем далее.
Работодатели хватаются за голову. Долгое время их «спасали» гастарбайтеры из Средней Азии. В строительном секторе доля таких рабочих доходила до 90 процентов. Но ужесточение миграционной политики серьезно ограничило эти возможности. Застройщики в экстренном порядке ищут кадры в соседнем Кургане, Омске и Новосибирске. Местных специалистов пока нет.
«С рабочими специальностями большая у нас проблема – это сварщики, токари, вот такие рабочие специальности, непосредственно, люди-каменщики на стройке. В основном были все люди, конечно, из Таджикистана, Азербайджана, Узбекистана. В связи с последними событиями миграционная политика проводится жесткая, то есть их депортируют, заставляют оформляться. И ситуация очень сложная», — говорит предприниматель, депутат думы Сургута Михаил Гринченко.
Работодатели в недоумении, почему местная молодежь не интересуется рабочими профессиями. Ведь зарплата более чем привлекательная.
«Сварщики хорошие, квалифицированные, от 350 до 450 тысяч могут зарабатывать в месяц. У меня партнер — они в организации держат сварщика. Если даже там объемов работы нет, они ему платят зарплату каждый месяц, просто чтобы он никуда не уходил в другую организацию. Про токарей я вообще молчу», — рассказывает Гринченко.
То, что рабочие специальности становятся более денежными, чем «белые воротнички», подтверждают и рекрутеры. Врачи и педагоги не могут угнаться по зарплате за токарями и сварщиками. По данным известного агентства по найму персонала, эта ситуация наконец-то начала отражаться и на количестве соискателей рабочих вакансий. За последний год их стало больше на треть.
«Мы на самом деле по 2024 году видим рост интереса к рабочим специальностям. Это один из трендов, одно из таких открытий прошлого года, что люди с большей готовностью идут в рабочие профессии. Динамика резюме ставила плюс 33 процента», — отмечает руководитель пресс-службы уральского отделения федерального рекрутингового агентства Лилия Эсауленко.
Однако дефицит, который формировался все последние годы, пока значительно больше количества кандидатов. Тем более в Югре рынок труда отличается высокой потребностью именно в рабочих специальностях. В рейтинге самых дефицитных в регионе на одном из первых мест оказался водитель. Сургутское автотранспортное предприятие — СПОПАТ, тоже ощущает острую нехватку персонала. Люди уходят к частникам, где заработки выше. Чтобы удержать кадры, предприятие в прошлом году на 30 процентов повысило зарплату.
«Да, зарплата у нас была повышена. Сейчас где-то в среднем за норму часов водитель получает от 110 тысяч. Ну, конечно, у нас водители получают больше из-за переработки. Социальный пакет – это обеспечение льготного проезда, санаторно-курортное лечение, бывает, выделяется», — говорит главный инженер АО «СПОПАТ» Алексей Рыткин.
Огромный спрос, по данным рекрутеров, и на машинистов, которые управляют спецтехникой — погрузчиком и подъемным краном. Также чрезвычайно высокая потребность в электромонтажниках и сантехниках. Машинисты, кстати, попали и в рейтинг самых высокооплачиваемых профессий в Югре.
«По рабочим найти работу с з/п 100+ тысяч — это вообще не проблема, но, если говорить о самых высокооплачиваемых, то это электрогазосварщики — 180 тысяч рублей медианная зарплата. Дальше идут машинисты. Они были в топ-5 востребованных. Для них средняя предлагаемая зарплата составила 167 тысяч рублей. Геодезисты — 160 тысяч», — перечисляет Лилия Эсауленко.
Коммунальная сфера никогда не была высокооплачиваемой, зато здесь можно получить опыт, а задач и обязанностей хоть отбавляй. Управляющие компании нуждаются в технарях, особенно квалифицированных: теплотехниках, энергетиках, киповцах. Если сантехника и электрика еще можно найти, то с толковыми инженерами огромная проблема, рассказывает Вячеслав Разин, их просто нет.
«Также нехватка главных инженеров. Это очень большая проблема. Я знаю, что управляющие компании тоже ищут. Мы также ищем главного инженера. Пока безрезультатно», — делится председатель правления товарищества собственников недвижимости «Саймовский» Вячеслав Разин.
А вот юристы, экономисты, психологи, которые многие годы были в тренде, быстро теряют позиции. Во-первых, здесь гораздо выше конкуренция за рабочее место, во-вторых, зарплата ниже средней по региону, а последняя составляет сейчас 90 тысяч рублей. Что касается творческих профессий: журналистов, актеров, режиссеров, которые весьма популярны у выпускников, прежде чем подавать документы в вуз, стоит крепко подумать. Доходы в этих сферах самые скромные — от 55 до 60 тысяч рублей. Есть сложности и с «айтишниками». По словам кадровиков, рынок перенасыщен начинающими специалистами, могут быть проблемы с поиском работы. Зато опытные на вес золота.
Тренд на рабочие профессии уловили и сургутские школьники. С каждым годом все больше выпускников делают выбор в пользу среднеспециального, а не высшего образования. В 2024 в колледж пошли более 40 процентов девятиклашек и 13 процентов — 11-классников.
«Из моего класса в 10 перешло только 4 человека. Остальные ушли в сургутский нефтяной техникум и в СПК», — рассказывает ученица 11 класса Яна Лысенко.
«Многие рабочие специальности хорошо оплачиваются. Чтобы туда поступить, сейчас нужны высокие баллы, нельзя сказать, что туда дурачки поступают. Там тоже хорошие, умные ребята учатся», — говорит ученик 11 класса Богдан Босый.
«У меня отношение к рабочим специальностям положительное. У меня брат ушел после 9 класса в ИНТех, он сейчас учится на направлении „переработка нефти и газа“. Ему очень нравится, собирается дальше работать по этой специальности», — делится ученица 11 класса Екатерина Зотова.
Конечно, не все решают деньги. Если ребенок давно мечтает о режиссуре, его не остановят рассказы о трудностях и нестабильных заработках. У менеджеров по персоналу есть хорошая новость: все специалисты рано или поздно найдут работу по профессии. А квалифицированные пробьют себе дорогу даже при высокой конкуренции.
Источник: АО Телекомпания «СургутИнформТВ»
- Комментарии