Сообщество ХМАО Сообщество ХМАО

«Снимаем прайм для Первого»: Олег Урушев о «Духе огня» и новых проектах

«Снимаем прайм для Первого»: Олег Урушев о «Духе огня» и новых проектах
07:16

Кинофестиваль «Дух огня» проходит в эти дни в Ханты-Мансийске. Одним из его создателей в начале нулевых был генеральный продюсер СургутИнформ-ТВ, директор компании Solivs Олег Урушев. В интервью программе «За дело» он порассуждал о том, каким должен быть дух фестиваля кинодебютов, почему Югра в последние годы поддерживала съемки фильмов ужасов, а также рассказал о своих новых проектах и отношениях с Первым каналом.

Олег Александрович, как нам кажется, сейчас фестиваль «Дух огня» переживает подъем. Вы стояли у его истоков, каким сейчас видите его?

Действительно, уже почти 25 лет назад родилась идея кинофестиваля. Это было в Ханты-Мансийске, на премьере фильма Сергея Соловьева «Нежный возраст». Мы посмотрели премьеру и на фуршете Филипенко рассказал Соловьеву о только что прошедшем театральном фестивале «Чайка» и предложил Соловьеву подумать о кинофестивале! Соловьев с радостью откликнулся! Так родилась идея «Духа огня». Я тогда спросил у губернатора округа Александра Филипенко: «А как? Это замечательно, только кинотеатров в Ханты-Мансийске нет, один зал на 20 мест, где мы только что посмотрели кино! Сколько времени будем строить кинозалы?» Он отвечает: «Ну, ничего, есть две кинобудки в Центре искусств, посмотри, может, что-то можно сделать там...» Так родился у нас первый в Ханты-Мансийске мультиплекс, из Центра искусств.

Закупили оборудование, сделали два зала по высшему мировому уровню. Из спортзала мы сделали студенческий зал, туда приехали мировые киношколы, мы положили мешки на пол. И ректор ВГИКа Александр Новиков, ректоры других вузов, студенты смотрели, лежа на полу, свои студенческие работы и мечтали о мировых красных дорожках. Вот такой был дух первого фестиваля. Я считаю, что первый фестиваль еще никто не переплюнул!

Изображение

Изображение

Понимаете, главная задача любого фестиваля, который занимается дебютным кино, это объединение киносообщества. Сейчас киношколы из «Духа огня» ушли, их надо возвращать. Придумали киноакадемию, я считаю, что это все от лукавого. Это не познание профессии. Киношколы — это будущее! Они объединяют молодых людей со студенческим духом люди знакомятся, они еще молодые, они еще не звезды.

Я часто вспоминаю рассказ Сергея Соловьева о том, как он голосовал за дебютанта Кустурицу на венецианском фестивале. Жара, Венеция, лето, члены жюри ходят на пляж по очереди… Соловьев отсматривал конкурсные работы и вдруг увидел фильм Кустурицы. И сразу понял — вот оно, это звезда! Говорит: «Я бегу к своим коллегам на пляж, зову их в зал вернуться, мы смотрим, и действительно, вот оно, новое имя! Кустурица!» И так вот он стал лауреатом. Понимаете, вот она жизнь фестивальная, такая. Дух фестиваля в том, чтобы открыть талант. И чтобы молодые кинематографисты, они были таким сплоченным ядром.

Вот у нас в Сургуте есть детская художественная школа №1, она выпустила уже двух режиссеров анимации, художников, которые закончили ВГИК. Я несколько лет назад попросил бывшего мэра Сургута Андрея Филатова поддержать ее, выделить компьютеры и планшеты для рисования. Чтобы ребята не только рисовали карандашом, но и учились работать на планшете. Знаете, что мне бывший мэр ответил? «У меня KPI за выборы, а не за детские школы». Вот пока у нас такое «лангепасское» будет мышление, у нас и не будет ничего креативного. Поэтому, несмотря на то, что Югра пять лет назад приняла первый закон о креативных индустриях, сегодня самое креативное мероприятие в округе – это «Дух огня», которому почти четверть века...

Изображение

Олег Александрович, еще в 2007 в Югре была принята первая региональная программа развития кинопроизводства, благодаря которой, к примеру, появились и фильм «Асса-2», и «Анна Каренина» Соловьева, многие другие. Если говорить о перспективах киноотрасли в Югре сегодня, сейчас, то какими Вы их видите? И насколько важна здесь роль закона о креативных индустриях?

Конечно, то, что есть закон, это хорошо, если он дает дополнительные возможности перед федеральным. И у нас, я вам напомню, предыдущий заместитель губернатора Елена Шумакова, она два года рассказывала на Санкт-Петербургском форуме, что надо снимать индустриальное кино. Говорила правильные слова с трибуны! Но почему-то в округе поддерживали фильмы ужасов, что удивительно. Я помню этот фильм «Суккуб» — декорация из хвороста должна была стать местом туризма в Сургутском районе! Вот мы сегодня «Романовых» снимаем, нас благословило 4 митрополита России — Тобольский, Екатеринбургский, Пермский и Санкт- Петербургский, а фильм «Суккуб» «проклял» родной, Югорский митрополит… Это что, нормально разве?

Действительно, регионы должны снимать фильмы об истории края, чтобы эта история края становилась историей страны. Вот у нас так вышло с «Тоболом». Мы взяли региональную историю, которая стала всероссийской историей. Сегодня «Тобол» стоит на Amazon Prime. Под нашим фильмом более 300 отзывов, и в основном «Раша Голливуд». Это приятно.

Изображение

Изображение

Возвращаясь к кинопрограмме, она действительно сегодня живет. Мне было обидно в свое время, когда губернатор Наталья Комарова пришла и решила: кино мы снимать не будем, кино убыточное. Все взяли и закрыли. За 81 тысячу рублей долга обанкротили уникальную кинокомпанию «Юграфильм», у которой на балансе была машина за 2 миллиона, авторских прав на 100 миллионов… Умудрились ее обанкротить. При этом в страховую компанию «Югория» из бюджета вложили 5 миллиардов, если не больше, а затем продали за 3 миллиарда. А для чего? Страховых услуг на рынке страны валом! Сколько школ можно было построить? Сколько фильмов можно было снять о Югре...

А потом, 13 лет спустя, разрушив все до основания, приняли закон о креативных индустриях. Надо было первыми отчитаться администрации президента, и Наталья Владимировна кино полюбила вдруг сразу же. Но 5 лет прошло уже и что? Какой итог? Ноль! Все сначала.

Как обстоят дела сегодня с Романовыми? На каком этапе находится производство и когда ждать премьеру?

По «Романовым»: мы в январе закончили зимний блок. Осталось еще снять финальную сцену в Берлине на Мосфильме, это в начале июня. И летние сцены, проезды по Санкт-Петербургу. А пока идет монтаж, производство компьютерной графики. Композитор Александра Магакян, которая писала для «Тобола», пишет музыку и для «Романовых». Через год, я надеюсь, что будет премьера.

Изображение

Нас поддержал Фонд Кино. У нас есть контракт с Первым каналом на 12 серий «Романовых». И будет также полнометражная лента, за это мы благодарны правительству Тюменской области, лично губернатору Александру Викторовичу Моору и компании «Сибур», которые вновь нас поддержали. Тюменская область очень четко занимается продвижением себя. Благодаря «Тоболу» сегодня Ремезов стал сибирским Леонардо да Винчи. Все это сработало, и туристический поток увеличился. Мы сейчас снимали «Романовых» в Тобольске, гостиницу найти не могли, все занято.

«Романовых» Первый канал уже анонсировал как проект года, мы вошли в десятку самых ожидаемых сериалов года уже сейчас. То есть мы снимаем заведомо праймовый киносериал для Первого канала. Наш кинопроект – событие, они анонсировали его в январе. И мы так его и делаем.

Изображение

Мы в принципе сегодня первопроходцы. На «Тоболе» мы отработали новый формат кино и 8 серий. До этого было кино и 4 серии, расширенная версия кино. И это было не всегда интересно зрителю. А сегодня ряд продюсеров идут по нашему пути. «Любовь Советского союза» сделана из 8 серий.

И последний вопрос, Олег Александрович, что в планах?

Мы с Первым каналом ударили по рукам о новом историческом проекте. Пока не могу разглашать, чуть попозже расскажу. Но уже приступили к разработке, сценаристы работают, мы уже подбираем актёрский состав, готовится презентация, рисуются арт- концепты — большой исторический проект о Сибири. Сниматься он будет в Тобольске и Пермском крае.

Ну а в Сургуте?

В Сургуте мы хотели бы начать снимать кинопроект, как была в первой кинопрограмме Югры «Буровая». Это, по сути, пилот нового проекта «Романтики» — о нефтяниках, о Фармане Салманове! Мы надеемся всё-таки этот проект запустить. Сценарий у нас написан. Есть и полный метр, и сериал. И я надеюсь, что всё-таки нефтяники нас поддержат в этом отношении. Первый канал финансировать пока не готов, но проект им понравился, это уже хорошо. Поэтому мы в творческом процессе переговоров с Первым каналом и по «Романтикам», и по новому историческому проекту. Вот эти два больших проекта на конец 2025-26 года у нас уже стоят.

Спасибо, Олег Александрович, желаем Вам удачи и ждем новых фильмов!

Изображение


Источник: АО Телекомпания «СургутИнформТВ»
Нет комментариев. Ваш будет первым!